Фэндом

Фэнхуан — раса, с которой принадлежит Huang Hua и Feng Zifu.

В мифологииПравить

853.jpg

Фэнхуан, или же Китайский феникс, — в китайской мифологии чудо-птица, в противовес китайскому дракону воплощающая женское начало (инь), является символом юга. Её явление людям — великое знамение, которое может свидетельствовать о могуществе императора или предвещать значительное событие.

В составленном при Ханьской династии словаре «Шоувэнь» о фэнхуане сказано, что у этой птицы «клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог Ци Линь, спина черепахи». Рост её достигает трёх метров.

Согласно китайским поверьям, фэнхуан видели перед смертью Жёлтого императора. Последний раз её наблюдали на могиле отца основателя династии Мин в 1368 году.

Подробнее

В древнекитайской мифологии чудесная царь-птица. В западно-европейской и русской литературе фэнхуан обычно переводится как птица феникс. Понятие «фэн» связано с фонетически близкими в древности словами «ветер» и птица «пэн». Хуан — изначально название особого гребня на голове птицы фэн, графически представляющего собой изображение восходящего солнца, лучи которого напоминают трезубец. Еще одним свидетельством солярной природы образа птицы фэн может быть соотнесенность фэнхуан со стихией огня в классификационной системе по пяти первоэлементам. В более поздних текстах фэн толкуется как самец, а хуан как самка.

К рубежу н.э. появляются подробные описания внешнего облика фэнхуан. Так, согласно словарю 1 в. «Толкование знаков», у фэнхуан клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, хвост рыбы, спереди как лебедь, сзади как единорог-цилинь, спина черепахи. По древним преданиям, фэнхуан — птица с разноцветным оперением — живет в Дунфанцзюньцзычжиго («восточном царстве совершенных людей»); вылетая оттуда, она парит за пределами Четырех морей (Сы хай), пролетает через гору Кунь-лунь, пьет воду у горы Чжичжу, стоящей средь водной стремнины, мочит крылья в водах Жошуй.

Появление фэнхуан считалось знаком наступления великого мира в Поднебесной. В качестве птицы, сопутствующей миру и процветанию, фэнхуан упоминается в многих популярных легендах. Фуси (в древнекитайской мифологии — первопредок) по случаю прилета фэнхуан создал специальную музыку. По некоторым косвенным данным прилет фэнхуан, видимо, отождествлялся с началом дождей. Считалось, что фэнхуан знает сезоны года, и поэтому правитель Шаохао назвал чиновника, ведающего калндарем, — Фэнняо-ши («род птицы фэн»). Фэнхуан считался в средневековом китае символом человеколюбия (жэнь) и одновременно — государя (наряду с драконом — лун), но чаще государыни-императрицы, а также невесты.

Солярный характер образа фэнхуан и указания в древних источниках на то, что фэнхуан живет (или рождается) в Даньсюэ (киноварной пещере), соотнесенной с югом, привело к контаминации образа фэнхуан с образом чжуняо («красной птицей», символом юга). В средние века образ фэнхуан часто использовался и в даосизме; сообщалось о святых, разъезжающих по небу на фэнхуанах, рассказывалось о явлении женщинам во сне птицы фэн, после чего те рожали выдающихся сыновей. По-видимому, фэнхуан связывалась со светлым началом ян.

Образ фэнхуан чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Примерно с эпохи Шан-Инь до нас дошли бронзовые сосуды с рельефами, изображающими фэнхуан как птицу с пышным хвостом, огромными глазами и гребнем типа трезубца на длинной ножке на голове. Вероятно, определенное влияние на формирование образа фэнхуан оказало представление о павлине. В старом Китае изготовление картин с изображением фэнхуан было сосредоточено в городе Фэнхуанфу провинции Аньхуэй, что было связано с легендой о появлении фэнхуан в этом городе, где фэнхуан пропела на могиле отца Чжу Юаньчжана, после чего Чжу Юаньчжану удалось основать национальную династию Мин.

— Мифологический словарь, Советская энциклопедия, 1990

Персонажи и Расы

Также на Фэндоме

Случайная вики